
Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе? Сир.7,29–30
«Всем сердцем твоим прославляй (почитай) отца твоего» (Сир.7:29).
Пролог
«Блажен, кого избрал и приблизил ты, Господи…»

Год 1809, 4 декабря.
Десятинный монастырь, Великий Новгород.
И колокол ударил в первый раз,
О радости вещая с высоты.
Не дрогнули лета закрытых глаз
Безвременно ушедшей чистоты.
И колокол ударил во второй,
Величием наполнив весь окрест.
Так уходила зимнею порой,
Сжимая на груди нательный крест.
И был отпущен возглас звонарём
Во все концы трезвоня, что венец
Любви дочерней над монастырём
Воспет Тебе, небесный наш Отец!
И разлетелась звонница молвой,
И затрезвонил вестью монастырь:
Дочерний долг исполнен. Путь домой
На вечный свет – указывал псалтырь.
Там, где отцовы тайны – во главе,
Он уповал на дочерь – чудеса,
Клобук сокрыл – спасенье голове,
Прасковья уходила к небесам.
Был Десятинный светел – взмах крыла,
Что о Великом Новгороде – лет!
Ей воздана вселенская хвала –
Единой дщери принятый обет!
«Кая житейская сладость пребывает печали непричастна; кая ли слава стоит на земли непреложна; вся сени немощнейша, вся соний прелестнейша: единем мгновением, и вся сия смерть приемлет. Но во свете, Христе, лица Твоего и с наслаждении Твоея красоты, егоже (юже) избрал еси, упокой, яко человеколюбец».
погребальная стихира Св. Иоанна Дамаскина
Какой житейской радости печали не коснуться?
Какой земною славою песнь сердца неизменна?
Здесь всё – как сновидение и истинность напутствий,
Обманчивее времени. Всё здесь слабее тени.
Лишь миг – и жизнь отмерена, и смерть не внемлет свету.
Но свет небесный, видимый, как красота Творенья,
Откроется счастливейшим. И станет вечным – лето,
Для упокоя скромного – великим – вдохновенье.
Так дай же, Боже милостив, когда земля разверзнет
Свои объятья грозные, и мёртвые восстанут
Пред встречею с Тобою же – душе ушедшей вести,
Что ждёт её по милости шатёр святых пристанищ.
Рыданий горьких чашею отмерен путь неведом
Ей, разделённой с телом же, – всем ангелам молиться
И людям всем – о помощи. Так будь же милосердным –
Даруй ей только благости, завидев наши лица.
Всё, что при жизни суетно – богатство, слава, почесть
И страхи слуг хлопочущих – всё сон, всё тлен, всё – прахом.
Чертою смертной прервано, останется всё точно
Ненужным в новом странствии. Лишь таинств смерти страхом,
Души живой коснувшийся, её исторгнув телом,
Прости же, Царь небесный наш, и ей воздай – покою.
Так, по костям не ведают ни богачей, ни бедных,
Кто праведник, кто грешным был. Лишь славой вековою
Останутся деяния, у той души – вся сущность,
Что ко Тебе, Всевышнему, отправилась сегодня.
И просим мы, оставшися, покорные грядущих,
Даруй покоя вечнаго и благости Господней…
Ведети с высоты Востока…
Господь наш есть Восток, сходящий с высоты,
Но дьявол так жесток, охоч до темноты:
Глумящиеся вслед, слепцы и подлецы,
Молчите же, как снег, умершего жнецы!
Куда идёт душа? Помянет ли сестру?
Чтоб бездны всех грехов – обыде поутру.
Чтоб немощи – во плоть, а духу – ныне спас.
Великая борьба, да отстои за нас!
Двенадцать* – во поклон – за исчисленьем лет.
И временный полон разорван – только Свет
Увидела она, как только день зачах.
Молились об ея спасеньи при свечах…
Хоть покровом мирским плотно застланы очи,
Всем же слухом людским ясно слышалось: «Отче…»
* Двенадцать – После предания тела земле братия совершает двенадцать поклонов за усопшего, «скончавшего временную жизнь, которая вся исчисляется двенадесятым числом часов, как во дни, так и в нощи» (Новая скрижаль, ч. IV, гл. 21, § 5).
В книге «Десятинный монастырь в Великом Новгороде» Н.Н.Кузьминой и Л.А.Филипповой о Прасковье Луполовой говориться следующее: «<…> Создание предела в честь Старорусской иконы Божией Матери Рождественского собора Десятинного монастыря связано с похороненной там в начале XIX века девицей Прасковьей Луполовой – дочерью отставного прапорщика Григория Луполова – прославившейся своей безграничной любовью к отцу, сосланному в Сибирь. Она проделала далёкий опасный путь, при этом часть пешком, из сибирского городка Ишима в Санкт-Петербург к Александру I просить за невинно осуждённого отца и добилась его прощения. Покровительство императорского двора сделало Луполову знаменитой. Её приглашали в аристократические дома, ей посвящали стихи. Но после смерти отца она решила посвятить себя монашеской жизни. В 1809 г. Прасковья, уже будучи больной чахоткой, перебралась из Крестовоздвиженского монастыря Нижнего Новгорода в Десятинный монастырь Новгорода, где была несколько месяцев послушницей и скончалась 4 декабря 1809 г., в возрасте 25 лет.
Часть I. ДИТЯ ЗЕМЛИ
Вступление
Год 1784, точная дата неизвестна.
Елисаветград, ныне – г. Кропивницкий Криворожской области, Украина
Когда бы сын – был послан «за народ»,
Дочь – словно ангел, выданный любовью.
Как обоймёт – избудется хлопот,
Как светлый лик – приникнет к изголовью.
Так рождена – во благо от небес,
За быстротечность влюбчивости женской.
– Дитя моё, приветствую! Воскрес
К отцовской жизни – тихой и вселенской!
О, для тебя – все сбудутся пути,
О, по тебе – наполнятся теченьем
Все воды рек! Так с места не сойти,
Как я высок твоим предназначеньем!
Отец, познавший дочери рассвет,
Узрев в чертах все ласковости мая,
Смахнул слезу. Был небу день воспет,
Господний свет на руки принимая…
- Елисаветград

Земля, хранящая юга,
Хранимая любовью предков,
Во щит России берега –
Елисаветинская крепость.
Мечом стяжали и штыком,
Надёжность духа прославляя,
Елисаветинским полком
Стоит твердыня наносная.
Из Новой Сербии* редут
Направлен от татар и турков.
Не супостаты не пройдут,
Не пролетит синица юрко.
Гусары знали толк и честь,
Казаки – лихость разговора.
Не в том же суть, в ком круче спесь,
А за ненадобностью спора**.
Примерная – на службе рать
Опорою императрице.
Здесь Новороссию признать
Возникшей крепостью – сестрице!
* Новая Сербия — военно-административная единица в Новороссийском крае Российской империи (на территории современной Украины), созданная правительством в северо-западной части Запорожья, куда в 1751-1764 году бвли переселены выходцы из Сербии, Молдавии, Черногории, Валахии, Македонии и других балканских стран.
**Крепость Святой Елисаветы, или Елисаветинская крепость — крепость (штерн-шанец) в Новой Сербии, из которой вырос Елисаветград (ныне город Кропивницкий). Крепость названа в честь святой Елисаветы – императрицы Елизаветы Петровны.
2 . Григорий Луполов
И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через него Бога и Отца. Кол.3,17
Что век Христов – спасенье и распятье,
Что век людской – рожденье и судьба.
Хоть из народа, хоть – богатой знатью,
А крест один – усердие горба.
И всяк несёт – своё – по доле самой,
Сгибаясь ниц, прерывами дыша.
О, если б знать, что счастье, вид и славу
Не расценить достоинством гроша.
А лишь рассветом выбранного места –
В проистеченье солнца по меже.
Что жизнь звучит достоинством и честью,
Да тишиной, разлившейся в душе…
Уповай на Господа, и делай добро; живи на земле, и храни истину. ПС.36,3
Служил Уставу в звании поручик,
Как казначей полка означен был.
От юных лет – в гусарах, без отлучек,
Очаков брал, и Крым, и Измаил.
Венгерский* полк, затем надолго – Чёрный**,
Новороссийский пикинёрный полк.
Добыл в бою и славу, и почёт свой,
И дворянином стать по службе смог.***
За ратный долг Отечество ценило,
Надел был выдан – малый, но зато ж
Усадьбой доброй скромного посыла
Геройской службы годы подытожь.
И обхожденье дружеское вскоре
Свелось к семейной тихой слободе.
– Душа моя, и в радости, и в горе…
– Любезный мой, в богатстве, и в нужде…
Так Феодора, став его супругой,
В единый раз согласьем наградя,
Была женой, помощником и другом,
Хотя в себе – наивна, как дитя.
С них говорили подлинно: простые.
Не из простых ли родятся в святых?
И по неделе – в храм, как вся Россия,
И дней шести – в заботах домовых.
А по заботе – доля: щи да каша,
Да от земли – привольные хлеба.
И в срок земной, как милостью – Параша,
Небесным взором – светло-голуба.
Отцовских черт не сыщется ли боле:
Высокость лба, и профиль – бравый дух.
Григорий жил, судьбой своей доволен,
И благодать ему ласкала слух.
Из всех имуществ – жалованье, связи,
Уютный дом, не нужно приказных.
И всё б – до веку, только в злобном сглазе
Всю горечь мира принял за троих…
* Венгерский гусарский полк — воинская часть, основная тактическая единица, в Кавалерийских войсках в Императорской Русской армии в Российской империи, предназначен для выполнения боевых задач, как правило, в составе объединений и соединений, а также самостоятельно. Существовал полк в 1741 — 1765 годах.
** Чёрный гусарский полк — воинская часть, основная тактическая единица, в Кавалерийских войсках в Императорской Русской армии в Российской империи, предназначен для выполнения боевых задач, как правило, в составе объединений и соединений, а также самостоятельно. Существовал в 22.03.1764 – 24.12.1776 годах.
***Дворянство, полученное на военной службе.
Вспомни, что жизнь моя дуновение, что око моё не возвратится видеть доброе. Иов. 7,7
- 3.Детство Параши
Любовь к своему Отечеству начинается с любви к своим родителям: тот, кто будет стоять твёрдо за своих родителей, за отца и мать свою, тот намертво встанет и за отчую землю. Ибо она досталась нам, как завещание отцов.
Из воспитания ребенку и достаётся знание о своей земле и о вере, и о предках. Характер же заложен самой землёй, на которой он рождён.
Земля человеку – мать, Бог – отец, вот и получается, что земля родная да вера в Бога и составляют для ребёнка это такое великое, но такое простое понятие – Отечество. И понятие это несут в себе родители и передают своим чадам через любовь…
Духа не угашайте, ибо им обретается плоть.
Если мир добром откроется,
Светлым станет детский взгляд.
Сотворит Святая Троица
Свой таинственный обряд:
Крещена! Во духе – русская,
Телом – крепка, небу – дщерь.
Обретутся воды руслами,
Наполняясь, как теперь,
Так всегда – молитвой тихою
Над купелью в день святой.
Розовел июль гречихою,
Тень раскинулась ветлой
Неподвижной у обедника,
Воздыхая у пруда.
Дух рождался – исповедником,
Будь то радость иль беда.
Параскева, Парасковушка –
Сто путей и сто дорог.
Мать-земля – родная кровушкой
Да отцом всевышним – Бог!
«Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.» 2Ин.1,6
Ранних лет покой и тишина,
И безмерной радости – порука,
Параскева – ангельски скромна,
И любви родительской – наука,
Разрасталась солнечным цветком:
Зори глаз да ямочки на щёчках.
Тёмный волос вьётся под платком,
Светел лоб судьбою непорочной.
Красотой обыграна, не той,
Что движенье сковывает ласке.
Но была великой простотой,
Чудом жизни, явленным из сказки…
«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. 1Кор.13,13
Бабочка – на руку,
По спине – косичка.
Шалость не наскучит
Летовой сестричке.
Пробежав по лугу,
Обгоняя ветер,
Обращалась к другу
Лучшему на свете:
– Небо-небо, дай мне
Мира да покоя,
Чтоб не злилось втайне
Завистье людское,
Чтоб отец и матерь
Вечно были рядом,
Чтоб не стала паперть*
Грешному преградой.
Я такой же чистой
Стать хотела б тоже
Чтобы жить от истин,
На тебя похожей…
* Паперть, будучи первым храмовым возвышением, знаменует собой духовную высоту Церкви по отношению к миру. На паперть выходят люди перед пострижением в монахи в знак отречения от мира.

Река Ингул в Кировограде
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.» Лк.10, 25-28
День растаивал безмолвием,
Вечер вился у реки.
Тенью ив склоняли головы
К тёмной глади ветерки.
На Ингул накинул саваном
Вздохи первые туман.
– Почистай мени, ты славнию,
Мамо, книжку христиан.
И, прижав ладони к крестику,
Приоткрыв в вниманье рот,
Параскева слышит: песнею
Речь молитвенно течёт.
Материнской страсти рвением,
Верой крепкою полна,
Во евангельские чтения
Полночь движется до сна.
…И стоит Прасковья будто бы
Возле праздничных ворот.
Шитый пояс – перекрутами,
Сарафанчик к тельцу льнёт.
Алой лентой по головушке
Волос схвачен в упоряд.
Звонче тонкого соловушки
Голоса ей говорят:
– Справедлив же Бог и милостив,
Всех он видит за судьбой.
И куда б не устремилась ты,
Всюду будет Он с тобой.
– Всюду ангела пошлёт тебе,
Где б дорога не легла.
Будет день – Его заботами
На благие на дела.
– Будет Свет, и будет истинно
Новый день и новый сад.
Станет цвет его неистовым
Плодородием богат.
– Помни ж, милая, любовию
Жизнь наполнена сама.
Дай лишь время Славословию,
И наполнишь закрома –
Не дарами, не монетами,
Не чинами.
По трудам –
Только сердцем, полным радости,
Бог отмеривает нам
Годы все, и расстояния,
И единых, и врагов.
Он – душе всей очертание,
Как река у берегов…
Сон был славен – всей безгрешностью.
Мать, дыханием скользя,
Погасив лучину крепкую,
Целовала в лоб дитя…
Человека создает земля. Без неё он ничто.
Д.С.Лихачёв
Не мать рождает нас! –
Земля!
Родители дают Державу:
Безбрежностию ковыля,
Полей величественных славой.
Безмолвием вечерних рощ,
Склоняющих закату долы.
Предутренних восторгов дрожь
Пред солнцем, явленным престолу.
Кровавостью жестоких сеч,
Растрескавшейся в каждой пяди.
Сусальностью горящих свеч,
Искрящуюся в светлой пряди.
И звонницею, в небеса
Направившей златые главы.
И святых отчей голоса,
Земле родимой честь и славу
Поющие.
О, матушка, у нас одни
Черты сердечные с тобою,
Христово Отчество и дни,
Укрытые Его любовью!
Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Мк 6:1
Горизонта русского размах,
Чернозёмов мужество и сила,
Честь земли – не вольность и не страх,
А поклон отеческим могилам.
Трепетанье нежное в душе
И отваги высеченной – стремя.
И под небом жизнь – настороже
Как на подвиг выданное время…
4. Арест
«Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем. 1Кор.13,8
– Чтой-то доне милой выдастся?
– Кто же статися судьбой?
Заструился в день над избами
Мир небесно-голубой.
Отдохнувшая околица
Принималась за дела.
Только матушка бессонницу
От рассвета берегла.
У оконца – сныть да яблоня,
Да созвездия росы.
От житейских пут ослаблены
Предрассветные часы.
– Уж Отец небесный милостив:
Будет доля для дитя!
Феодора распрямилася
Да вставала, нехотя –
Будто сердце разрывалося
От предчувствия оне.
Покрестилась в свет малостью:
– Кабы щастя в кажном дне!
Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, всё преодолев, устоять. Еф.6,13
Усадьба Луполовых. Окраина г.Елисаветграда, август 1797 года, точная дата неизвестна
На окраине просёлочной –
Раньше раннего труды.
Из лугов, намедни солнечных,
Ветер взвился – жди беды.
Заблудившись на урочище,
Август кинулся в огляд.
– Возле хаты что за скопище?
И толкуют, и творят,
Взволновавшись, обыватели, –
Сник Григорий поутру.
Вдруг исправник с заседателем
Появились ко двору.
В дом зашли – за спрос ненадобно
Им с бумагами пытать.
– Луполов? Григорий? Задано
Вас за сим арестовать
Да имать под стражу велено –
Благочиние блюсти.
– Граждане, вертать немедленно,
Парит, Господи, прости,
Видно, дождь к обедне выдастся.
Кабы квасу с холодком,
Мобыть…
– Что, как мать всевидяща,
Ты уставилась? Каков –
Дел супружник вывел походя –
Что ни в сказке, ни пером:
Торговать – спокон эпохами
Наворованным добром
Да ищо связать подельника,
Добронравие презрев.
До того имаем бдение, –
Плотный медленно, в распев,
Наслаждаясь положением,
Промокнув усердно пот,
С нарочитым небрежением,
Выступал, как ждал весь год:
И уж коль судить по должности –
Вот он вам накликал бед…
– Ну, сбирай свои доходности,
Нам-де скоро на обед…
****
Затянулась чёрной тучею
Поволока светлых глаз.
– Сердце-матушка, горючая,
Что же деется до нас?
Увели супруга под руки,
Отголоском – кандалы.
– Параскева, стань же отроком:
Мы земле родной – малы…
В 1798 году полковой казначей Григорий Луполов был обвинён в покупке ворованных лошадей. К сожалению, Григорий не смог доказать свою невиновность. И по решению суда его лишили дворянского титула, разжаловали в прапорщики и сослали в Сибирь. Жена и дочь последовали вслед за ним…

Савицкий Константин Аполлонович. В ожидании приговора суда. 1893 год